ГлавнаяВоспитательная работаИнформация о психолого-педагогической и социальной помощи

Информация о психолого-педагогической и социальной помощи

Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
    Цель: содействовие личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.
    Требования:
     Обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.
     Не допускать переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста.
     Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка.
    В Стандарте учитываются:
    1. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
    2. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации [Ст.1.3 ФГОС ДО].

    Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования:
     способствует развитию эмоциональной сферы ребенка;
     проводит музыкальные игры и хороводы с детьми;
     занимается развитием движений детей на музыкальных занятиях и в свободное от занятий время;
     участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурной организованной деятельности, досугов, праздников.
    Воспитатели:
     проводят утреннюю, пальчиковую гимнастику, гимнастику после сна, физкультурную организованную деятельность, досуги, физкультминутки, подвижные игры, спортивные упражнения, индивидуальную работу по развитию движений, закаливающие мероприятия, коррекционные упражнения;
     соблюдают режим дня;
     следят за здоровьем детей и их эмоциональным состоянием, информируют об этом медицинскую сестру, заведующего;
     следят за температурным режимом, искусственным освещением, одеждой детей.
     проводят мониторинг развития двигательных навыков совместно со старшим воспитателем;
     на советах педагогов отчитываются о состоянии физического развития детей и проведении закаливающих мероприятий, коррекционных мероприятий;
     проводят просветительскую работу среди родителей и детей.
    Педагог-психолог:
    Коррекционно-развивающая работа по направлениям:
     проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с обучающимися по результатам диагностики психологической готовности к школьному обучению;
     проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста по результатам диагностики познавательных процессов;
     проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции и развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей дошкольного возраста.ствует в проведении утренней гимнастики, физкультурной организованной деятельности, досугов, праздников.
    Учитель-логопед:
    Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
    Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:
     Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
     Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.
     Совместная деятельность с воспитателями.
     Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.
     Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.
     Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

    На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
    На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
    На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
    На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
    1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
    2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
    3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
    4. Коррекция звукопроизношения разными способами;
    5. Автоматизация звуков в речи;
    6. Дифференциация звуков в речи;
    7. Обогащение словарного запаса;
    8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
    На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.


Помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации

    Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
    Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
    В связи с этим в нашем ДОУ проводится определенная работа в этом направлении.
    Цель: формирование интереса и базовых знаний о профессиях.
    Задачи:
    1. продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;
    2. расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;
    3. научить устанавливать связи между разными видами труда;
    4. сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;
    5. заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты;
    6. воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда);
    7. активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать своё отношение к той или иной профессии.
    Чтобы реализовать поставленные нами задачи, был составлен план предстоящей работы по формированию знаний о труде взрослых.
    Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и в соответствии с ФГОС ДО.

    Данная работа в нашем дошкольном учреждении организуется через следующие виды деятельности:
     совместную деятельность взрослого с детьми:
     через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
     через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д.)
     самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников; организацию взаимодействия с учреждениями социума; через реализацию проектов.
    Творческой группой и старшим воспитателем ДОУ был разработан план профориентационной работы в ДОУ, в рамках выполнения плана была проведена работа с детьми, педагогами, родителями воспитанников ДОУ, с социумом.
    Работа с педагогами:
    Заседание творческой группы детского сада по разработке плана мероприятий ранней профориентации дошкольников. Пополнение методического кабинета пособиями по профориентации ( приобретены- дидактическое пособие «Орудия труда», дидактическое пособие «Профессии», энциклопедическое издание «Кем быть» - о профессиях, методическая литература – «Беседы с дошкольниками о профессиях» ).
    Проведены консультации с педагогами на темы:
    1. «Знакомство детей с профессиями взрослых»
    2. «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»
    3. Методические рекомендации «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учетом социального окружения»
     Проведен семинар-практикум «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда в процессе ознакомления с профессиями людей».
     Выставка методической литературы по ранней профориентации дошкольников
     Оформлена папка-ширма для педагогов « Кем быть» по ранней профориентации дошкольников.
     Педагогами ДОУ оформлены ЛЭПБУК «Все работы хороши, выбирай на вкус»
     Старшим воспитателем ДОУ оформлены альбомы «Профессии людей» и картотека « Загадки о профессиях»
    Педагогами ДОУ проведена определенная работа с родителями:
     Рекомендации родителям «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»
     Консультация для родителей «Знакомство с профессиями взрослых»
     Памятка для родителей
     Папка ширма «Профессии людей»
     Проведен фотоконкурс среди родителей ДОУ «Профессии наших родителей»
    Выводы: чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.
    Работу по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.